ДВИГАЙ СОБОЙ !

Описание профессиональных трюков, приёмов

и техники экстремального управления автомобилем

Трюки, о которых вы сейчас узнаете, не просто развлечение и не лишний шанс помять бок своей машине в случае неудачной попытки двинуть собой, а в данном случае - кузовом своего автомобиля. Это, прежде всего, отличная тренировка, которая поможет почувствовать все тонкости поведения автомобиля на льду. Запомните золотое правило Мастера руля и педалей: " гололёд не страшен тому, кто умеет искусственно вызывать занос и снос осей автомобиля".

 

1. РАЗВОРОТ НА МЕСТЕ ЗАДНИМ ХОДОМ

Начните движение задним ходом, управляя автомобилем одной рукой, развернув туловище в пол-оборота и положив правую руку на спинку пассажирского сидения. Разогнав автомобиль до скорости 30-40 км/ч, резко выжмите сцепление и как можно резче крутаните руль. Начнётся мощный снос передней оси и эффектное вращение автомобиля вокруг задней оси: фонтаны снежных хлопьев взлетят вверх. Тут же резко крутаните руль обратно! Контролировать вращение можно скоростью возвращения руля в исходное положение ( когда колёса смотрят прямо), а приостановить - нажатием на педаль тормоза. Ваша задача точно развернуть машину на 180 градусов - не больше и не меньше! Имейте в виду, что "швырнуть" машину при движении задним ходом вокруг задних колёс очень просто, если мотор расположен спереди. В этом случае он является как бы балластом-противовесом, придающим автомобилю сильное вращательное движение. А если у вас Porsche модели 911 или старый "горбатый" Запорожец, - автомобили у которых всё наоборот и моторы сзади, от выполнения подобного трюка лучше воздержаться. Швырнуть лёгкий кузов вокруг тяжёлого мотора не так просто!

 

2. РАЗВОРОТ НА МЕСТЕ ПЕРЕДНИМ ХОДОМ

Теперь разучим разворот на 180 градусов при движении передним ходом. Разгоняем автомобиль на первой передаче до скорости в 30-40 км/ч и одновременно с резким поворотом руля "выжимаем" педаль сцепления. Теперь резко "поддергиваем" рычаг ручного тормоза, не забыв удерживать кнопку фиксации в нажатом положении, чтобы ручка не зафиксировалась или не "защёлкнулась" в верхнем положении. Тут же начнётся мощный занос задней оси, и автомобиль развернётся буквально на месте задней осью вперед. Если в этот момент выжать сцепление, то двигатель не заглохнет. Это особенно важно, если вы вальсируете на заднеприводной машине. Можно прибавить оборотов и, бросив педаль сцепления снова сорвать задние колёсе в занос и описать полные 360 градусов. А можно вальсировать в прямом смысле.

 

3. В РИТМЕ ВАЛЬСА ( разворот на 360 градусов).

Делаем все действия так как при развороте на 180 градусов передним ходом, а когда машина почти развернулась, выжимаем сцепление и включаем заднюю передачу. Остановить вращение, чтобы машина осталась " в створе", то есть, на одной линии с первоначальным направлением разгона можно вовремя нажав на педаль тормоза. Теперь начинаем разгоняться задним ходом. Если удалось избежать остановки после первого разворота - это высший класс! Точно так же крутим "полицейский разворот" задним ходом, потом разворот передним и так далее, пока хватит длинны площадки. Гарантируется похвала ваших друзей и близких, которые гарантированно с этой минуты будут называть вас каскадёром или кудесником за рулём. На самом деле после нескольких тренировок, когда у вас выработается правильный алгоритм действий и вы сможете крутить развороты особенно не задумываясь, то есть действуя на подсознательном уровне, вы с удивлением обнаружите, что это очень легко! Главное не отломать рычаг "ручника" и не оборвать трос. На самом деле - "ручник" очень важное приспособление для настоящей раллийной машины. Чтобы в порыве гоночной страсти не отломать ручку и не порвать трос, на гоночных машинах ручной тормоз приводится в действие не тросиком, как на гражданских авто, а гидравликой, как рабочие тормоза. Сам рычаг делается усиленным, а главное - это кнопка. Её механизм сделан наоборот: когда гонщик ( а иногда это делает штурман ) дёргает за рычаг чтобы закинуть задок машины и вписаться в узкий разворот, например, на горной трассе, он вообще не трогает эту кнопку. Это незачем: "ручник" не фиксируется в поднятом положении. А когда машину надо, в самом деле, затормозить ручником, например на старте скоростного участка, который даётся на подъёме, кнопку надо нажать и рычаг зафиксируется в поднятом положении. Стартовать "как на ралли" лучше всего, на скользком грунтовом, снежном или ледяном покрытии, если сумеете такое отыскать. Тем не менее, делается это так: " поставьте машину "на ручник", отпустите сцепление до момента, когда оно начнёт "брать" и прибавьте "газ". Для старта, - отпустите "ручник"! Весь вопрос в том, насколько прибавлять газ и насколько резко или плавно отпускать ручник? Во всяком случае, это дело опыта и практики.

Что это даёт? Быстрый и надёжный старт с минимальной пробуксовкой на сыпучем и скользком покрытии. При отточенной технике позволяет тронуться с места очень быстро и настолько плавно, что из стакана с Колой, который держит ваш пассажир в руке, не прольётся и капли. "Если бы зимой все водители применяли "раллийный" старт на обычных дорогах, то пробок было бы значительно меньше", - воскликнул бы прагматик на этом месте. Нет, это уже из области фантастики. Спокойно: такой старт применяют только единицы искушенных мастеров и не будем забывать, что на раллийных машинах "ручник" с гидравлическим приводом.

 

АКВАПЛАНИРОВАНИЕ

В дождливую погоду по улицам российских городов машины еле тащатся. Неудивительно, что повсюду возникают пробки. Понятно, что коэффициент сцепления шины с мокрым асфальтом в два раза ниже ( 0,3-0,4), чем с сухим ( 0,8 ) и ехать надо осторожно. Может быть, поголовно все водители боятся явления под зловещим названием аквапланирование, оттого и плетутся как кабыла - еле-еле. Если так, то напрасно. Аквапланирование возникает при скорости свыше 90 км/час. На кольцевой трассе мне приходилось ездить в дождь на гоночных Жигулях со скоростью 180 км/час, причём в поворотах скорость была выше 100 км/час. Боялся ли я аквапланирования? Конечно, нет! Во-первых, для возникновения аквапланирования нужен довольно толстый слой воды и при движении по шершавому асфальтному покрытию российского образца его проявление вряд ли возможно. Во-вторых, лужи, в которых машина, вернее шины наверняка будут всплывать, надо проезжать только прямо. В них нельзя поворачивать, тормозить или прибавлять газ.

Обычно инструктора по вождению рассказывают совсем иную историю. Её горе-герой, некто М., самоуверенный мастер зимней езды попал по дороге на дачу в затяжную лужу в повороте и …. оказался в кювете. Сам он рассказывает, что руль неожиданно "полегчал" и машина, словно не касаясь воды, помчалась прямо мимо поворота. Как мы уже знаем, аквапланирование не может возникнуть на пустом, простите, пусть даже, просто на мокром месте. Требуется приличная лужа. А лужи, как мы уже знаем, надо проезжать прямо. А если она, эта лужа расположилась в повороте ( что бывает довольно часто), то траекторию прохождения надо строить таким образом, чтобы лужу объехать. А если это невозможно, то её надо проезжать прямо, причём, чтобы в этот момент машина была сбалансирована динамически, то есть все четыре колеса были загружены равномерно. Это значит, как мы уже знаем, что перераспределения веса в этот момент быть не может. Выходит, сказать, что водителю М. просто не повезло, как не везёт многим россиянам на дорогах, будет неверно. Во-первых, не стоит въезжать в поворот в дождь со скоростью выше 90 км/час. Во-вторых, лужи надо объезжать или проезжать прямо. Представим себе что водитель тут же среагировал на скольжение машины в луже поворотом руля в сторону, противоположную заносу. Но вот машина уже пролетела скользкое место и её шины вновь, причём моментально обрели сцепление. Если колёса в этот момент хочь чуточку повернуты, машину буквально выстрелит вбок и никакой водитель не сумеет среагировать. Уж лучше бы он не поворачивал руль в луже, и когда колёса всплыли и потеряли сцепление, а сделал это после её проезда. Короче говоря, против аквапланирования в поворотах никаких контрмер нет! Выход один, внимательно смотреть на дорогу и не допускать попадания в лужи на поворотах. А начинающим водителям, которые ещё не чувствуют повадок машины

Если на льду у шины есть какое-то минимальное сцепление, то у шины, скользящей по поверхности воды сцепления с дорогой нет никакого, то есть коэффициент сцепления 0. Как возникает аквапланирование? Исследования показали, что перед катящимся колесом может возникнуть водяной клин, в котором создаётся давление, способное приподнять шину. Автомобиль мчится вперёд без сопротивления, совсем как судно на воздушной подушке, хотя точнее, пожалуй, как глиссер. Это и есть аквапланирование, явление, которое можно отнести к разряду гидродинамических эффектов. Пускали в детстве плоский камешек по водной глади? Конечно, машина не камень и для возникновения аквапланирования требуются определённые условия, например лужа не должна быть слишком глубокой. Если на скорости немногим больше критической въехать в глубокую лужу, то само сопротивление воды быстро погасит скорость и аквапланирования не получится. Идеальные условия, - это длинная лужа с постоянной глубиной в 3-5 см. И таких на наших дорогах достаточно много. Я имею в виду колеи, продавленные в асфальте колёсами грузовиков в правом ряду или колеи от легковушек в левом, если асфальт был положен на некачественную основу. Даже при небольшом дождичке там собирается достаточно воды, чтобы приподнять колёса вашего автомобиля и выкинуть его в сторону. Опасная ситуация! Наполненные водой колеи на асфальте скоростных дорог точно копируют испытательный стенд на автополигоне для проверки шин на аквапланирование. Напомню, что современные шины всплывают на скорости от 90 до 98 км/час. Опасайтесь колеи на асфальте в дождь! А если попали в них и чувствуете, как "пустеет" руль, не предпринимайте никаких резких действий. Плавно отпустите педаль газа, и больше не разгоняйтесь до такой скорости, если дальше приходится ехать по той же колее, наполненной водой. При коротковременом проезде небольших луж на прямой аквапланирование длится обычно доли секунды. Если в этот момент крепко держать руль, фиксируя шины в прямолинейном направлении, никаких последствий быть не должно.

Современные шины имеют специальные диагональные канавки для эвакуации воды из зоны контакта с влажным дорожным покрытием. такие шины имеют направление качения, указанное стрелками или надписями на боковине. Монтировать их наоборот ни в коем случае нельзя, иначе вода будет наоборот, собираться под шиной. Широкие шины, соответственно более склонны к аквапланированию, чем узкие. Особую опасность представляет езда на изношенных шинах. Минимальная глубина протектора, допускаемая правилами равна 1,6 мм, но беда в том, что она мала для мокрой дороги. На таких изношенных шинах шинах, особенно по гладкому асфальту ездить в дождь надо крайне осторожно. Плёнка воды толщиной уже в несколько миллиметров может поднять шину над дорогой. Вот несколько любопытных цифр, полученных во время испытаний на автополигоне: у новой шины при скорости в 90 км/ч коэффициент сцепления на мокром асфальте 0,6, а у изношенной всего 0,2. Первых капель дождя надо в любом случае опасаться, так как дорога в этих условиях может стать очень скользкой. Дело в том, что капельки воды обволакиваются пылью и не растекаются по поверхности дороги. Когда дождь усиливается сцепление новой шины снижается до 0,3, а изношенной до 0,1 ( что соответствует коэффициенту сцепления на льду). Интересно, что на сухом асфальте изношенная шина держит дорогу, наоборот, лучше. При скорости в 50 км/ч её коэффициент сцепления будет очень высоким и составит 1, когда у новой шины не превысит 0,85. объясняется это очень просто. Глубокий рисунок протектора хуже цепляется за поверхность дороги, да к тому же и увод у таких шин из-за его деформации выше. На гоночных шинах типа "слик" протектора нет вовсе ( иногда только продольные канавки), но за счёт специального мягкого, словно клеящегося состава резины коэффициент сцепления может достигать 1,8. А в дождь гонщики ездят на сверхмягких шинах, которым аквапланирование не так страшно - оно может иметь место только при проезде луж, но никак не на влажном покрытии. Кстати, я ездил на Жигулях с головокружительными скоростями в дождь именно на таких специальных шинах. Теперь понятно, почему на гоночной трассе я не опасался аквапланирования.

Михаил Горбачёв

источник: www.autoracer.ru