Drag & Race - история болезни

В далеком будущем историкам придется ломать голову, выясняя: Dragrace и Streetrace — одно и то же или абсолютно разные понятия? Одни говорят «drag», другие — «street», третьи — так и так, вместо «race» добавляя «racing». Попробуем самостоятельно развести понятия Dragrace и Streetrace. Первое означает легализованные многоэтапные гонки на классической дистанции «четверть мили» (либо 1/8 или 1/2), проходящие под контролем автоспортивных организаций. Второе — занятие нелегальное (за редким исключением), энтузиасты которого гоняются на относительно тихих городских/пригородных улицах.

Рассматриваемое явление зародилось в США. Во второй половине 40-х годов прошлого века там спонтанно возникло новое увлечение - гонки на автомобилях с места по прямой. Сценарий состязания, скорее всего, сложился из особенностей национального характера, умноженных на специфику местного автомобилестроения.

Из деталей менталитета нас интересует прежде всего лень: много крутить «баранку» среднестатистического, хоть и азартного американца просто так не заставишь. То ли дело — нажал на педаль газа, да скорости переключай (если, конечно, автомобиль не с АКПП), пока разгоняешься по прямой. С другой стороны, все, кто хоть раз ездил на «классике» из Нового Света, знают, что управляемость, мягко говоря, не ее конек. Американскому обывателю подавай комфорт, а на лимузине бесполезно пытаться показать что-либо в духе ралли или «кольца».

Цена топлива в США была в 40-х годах такой, что потребителя мало заботило, сколько бензина пожирает мотор. Потому автопроизводители наперегонки строили технику, оснащенную двигателями с большим литражом, обеспечивающими высокий крутящий момент. А это для «покатушек» на ускорение один из самых главных параметров.
Классическая дистанция «четверть мили» появилась много позже. Вначале гонялись на любом удобном отрезке дороги подальше от глаз полицейских. Затем инициативные люди решили как-то упорядочить стихийное занятие и высчитали, что оптимальным для развития хорошей скорости, зрелищности и т.д. является расстояние, равное 402 метрам  (четверть мили).

В 1948 году произошло событие огромной важности: в штате Калифорния открылась первая специальная трасса для Dragrace. Начался стремительный рост популярности этого вида спорта, приведший к тому, что в Америке возникла уникальная культура построения «горячих» автомобилей — «хот родов». Такие монстры, предназначенные исключительно для гонок на четверть мили, заслуживают отдельного рассказа. Постепенно из «дворовых гонок» выросла целая индустрия. Сегодня в Dragrace существует множество классов. Разделение происходит по типу кузова, объему двигателя и даже виду используемого топлива. Зачастую в рамках соревнований (или отдельно) проводятся аналогичные заезды на мотоциклах.

Во многих странах созданы федерации Dragrace, устраивающие регулярные чемпионаты.

Американские Dragrace — целое событие, собирающее многотысячную аудиторию фанатов. Со зрелищностью здесь все в порядке. Трибуны расположены на всем протяжении трассы. Самые дорогие места, как положено, в зонах старта и финиша. Пока в парках идут последние подготовительные работы с техникой, зрители, выпивая и закусывая, наслаждаются шоу, предваряющим соревновательную часть.

Перед заездами командам дается время на прогрев резины. Это тоже часть «культурной программы» — смотреть, как, разрывая воздух чудовищным ревом, машины полируют асфальт огромными задними колесами. Грохот агрегатов, визг резины, огонь из выхлопных труб, густой белый дым из-под колес — чем не светопреставление!
Затем автомобили выдвигаются к линии старта, где их ожидает светофор. Красный, желтый, зеленый — трибуны, замершие в ожидании, взрываются криками и аплодисментами, но никто не слышит друг друга — гоночные моторы трудятся на все потраченные на их постройку деньги.

Часто результат заезда становится понятен уже на первых десятках метров, поскольку многое зависит от выигранного старта. Болельщики торжествуют и скандируют название команды и имя пилота. Так выглядит обычный этап соревнований по дрэгрейсингу, регулярно проводящихся в США и многих странах Европы.

Россия. Поздний вечер или ночь. Площадь перед зданием МГУ или один из проспектов в новостройках Петербурга. Редкие машины и еще более редкие прохожие спешат к конечной точке своего маршрута. Вдруг откуда-то накатывает непонятный гул, и в одном месте моментально оказываются десятка полтора-два спортивных автомобилей всех мастей — тут и Porsche, и разудалая «восьмерка» с красными брызговиками, но больше всего спортивных купе и седанов.

Судя по слаженным действиям, все знают, зачем собрались и что нужно делать. Через несколько секунд уже готова первая пара соперников. Невесть откуда взявшийся «стартер» (человек, служащий «светофором») что-то спрашивает у обоих гонщиков, занимает место между автомобилями, поднимает вверх руки и, резко опустив их, одновременно садится на корточки. Это сигнал к старту.

Взревев моторами, машины несутся по улице. Случайный зритель может и не узнать, кто победил, — чаще всего к месту старта «дуэлянты» не возвращаются. Пять-шесть заездов — предел для подобных гонок: затем на сцене появляются власти в лице сотрудников ГИБДД и штрафуют всех, кто попался им в руки.

У нас такие гонки стали именоваться Streetrace и довольно быстро превратились в повальное увлечение, охватившее крупные российские города (так же, как и в Америке). Тут же начались попытки это движение «обуздать, организовать и направить в нужное русло».

На первых порах русло направили в сторону «бескрайних рекламных полей» и стали использовать Streetrace для раскрутки тех или иных объектов. Заезды проводились цивилизованно — под контролем ГАИ, на перекрытых участках городских улиц, с соблюдением мер безопасности и более или менее квалифицированным судейством.

События, описанные выше, послужили толчком к созданию в 2002 году Российской федерации дрэгрейсинга (РФДР), объединившей организаторов и энтузиастов нового вида спорта из разных регионов страны и ближнего зарубежья. На нелегальных гонках это, впрочем, никак не отразилось. Причин несколько. Во-первых, всякое официальное соревнование подразумевает массу ограничений для участников. Во-вторых, чтобы мероприятие хоть как-то окупалось, организаторы помимо привлечения спонсоров вынуждены брать стартовые взносы, которые не всем по карману. Наконец, в нелегальных гонках многих привлекает как раз романтика противоборства с властями. Есть тут и доля снобизма: наклейка Streetrace — уже определенный стиль и заявка на причастность к модному течению.

Для участия в соревнованиях по дрэгрейсингу нужно совсем немного — автомобиль и вменяемый водитель. Но если амбиции пилота не ограничиваются просто участием, потребуются время и деньги.

Раз-другой прохватив в гонке, новичок приходит к пониманию: нужно что-то менять в машине и корректировать водительские навыки. Поскольку техника в этой потехе используется самая разная (для нашей страны характерно преобладание обычных серийных автомобилей), рецепты «повышения бодрости» различны.

К сожалению, наши "гонки " и "соревнования" пока что мало похожи на известнейшее и популярнейшее на Западе суперавтомотошоу - дрэг рейсинг, уже в названии которого рокочут и грохочут сверхмощные моторы самых быстрых в мире машин и мотоциклов - дрэгстеров. У нас, как говорится, нет пока материально-технической базы, нет инфраструктуры, поэтому нет и самого шоу. Но главное есть - энтузиасты этого дела.

Историческим фактом является то, что в России, как выяснилось, уже давно тоже есть свои дрэгстеры. Но про них просто все забыли. Один из них, трехлитровый дрэгстер "Ленинград" конструкции Александра Капустина, по некоторым сведениям, пылится где-то на складе в Питере. Другой, всемирно известный дрэгстер "Пионер" конструктора и легендарного гонщика Ильи Тихомирова тоже где-то валялся на складе в Москве, пока его не подарили латвийскому музею. Кстати, "Пионер" - первый отечественный газотурбинный автомобиль с приводом на колесах, поставивший национальный абсолютный рекорд скорости, несколько мировых рекордов в своем классе. Этот уникальный дрэгстер, которому до сих пор нет равных в мире, мог бы и сейчас ставить новые рекорды, если не стоял бы в музее под Ригой.

В конце 19 века человечество изобрело автомобиль. Уже на самых первых этапах зарождения авто индустрии находились те, для кого новое изобретение было чем-то большим, чем просто удобное средство передвижения. Им хотелось испытать его не только на прочность, но и на скорость. Как знать, может быть, эти смельчаки и были двигателями прогресса, благодаря которому появлялись новые технологии и разработки появлялись. Скорость машин и требования автолюбителей росли в геометрической прогрессии. Чем мощнее становились двигатели, тем сильнее хотелось нажимать на педаль газа и мчать по шоссе. Года неслись так же стремительно, как и развитие автомобиля. Те, чья любовь к железным коням из хобби превращалась в цель жизни, становились профессиональными гонщиками-спортсменами. Для них строятся специальные трассы и крупнейшие автоконцерны создают единственные в своем роде автомобили. Но, к сожалению, лишь избранным счастливчикам уготована слава с мировым именем. А что же осталось остальным любителям быстрой езды? Неужели они довольствуются только показом больших гонок и занимают места болельщиков? Отнюдь нет, и они нашли свою нишу в пучине гоночного мира. А если еще точнее, любители посоревноваться открыли для себя Drag Racing - гонки без правил подальше от посторонних глаз. Из США до наших широт Drag Racing докатился еще в 70-х годах. В этих гонках нет ничего сложного  Есть только прямая трасса длиною в 402 метров и два участника на старте. Единственное условие в одной паре за первенство могут бороться только автомобили одинаковой комплектации. Кто первым доезжает до финиша, тот и победитель.

источник - www.mitinoracing.ru

Сайт управляется системой uCoz