Drag & Race - история болезни В далеком будущем историкам придется ломать голову, выясняя: Dragrace и Streetrace — одно и то же или абсолютно разные понятия? Одни говорят «drag», другие — «street», третьи — так и так, вместо «race» добавляя «racing». Попробуем самостоятельно развести понятия Dragrace и Streetrace. Первое означает легализованные многоэтапные гонки на классической дистанции «четверть мили» (либо 1/8 или 1/2), проходящие под контролем автоспортивных организаций. Второе — занятие нелегальное (за редким исключением), энтузиасты которого гоняются на относительно тихих городских/пригородных улицах. Рассматриваемое явление зародилось в США. Во второй половине 40-х годов прошлого века там спонтанно возникло новое увлечение - гонки на автомобилях с места по прямой. Сценарий состязания, скорее всего, сложился из особенностей национального характера, умноженных на специфику местного автомобилестроения. Из деталей менталитета нас интересует прежде всего лень: много крутить «баранку» среднестатистического, хоть и азартного американца просто так не заставишь. То ли дело — нажал на педаль газа, да скорости переключай (если, конечно, автомобиль не с АКПП), пока разгоняешься по прямой. С другой стороны, все, кто хоть раз ездил на «классике» из Нового Света, знают, что управляемость, мягко говоря, не ее конек. Американскому обывателю подавай комфорт, а на лимузине бесполезно пытаться показать что-либо в духе ралли или «кольца».
Цена топлива в США была
в 40-х годах такой, что потребителя мало заботило, сколько бензина
пожирает мотор. Потому автопроизводители наперегонки строили технику,
оснащенную двигателями с большим литражом, обеспечивающими высокий
крутящий момент. А это для «покатушек» на ускорение один из самых
главных параметров. В 1948 году произошло событие огромной важности: в штате Калифорния открылась первая специальная трасса для Dragrace. Начался стремительный рост популярности этого вида спорта, приведший к тому, что в Америке возникла уникальная культура построения «горячих» автомобилей — «хот родов». Такие монстры, предназначенные исключительно для гонок на четверть мили, заслуживают отдельного рассказа. Постепенно из «дворовых гонок» выросла целая индустрия. Сегодня в Dragrace существует множество классов. Разделение происходит по типу кузова, объему двигателя и даже виду используемого топлива. Зачастую в рамках соревнований (или отдельно) проводятся аналогичные заезды на мотоциклах. Во многих странах созданы федерации Dragrace, устраивающие регулярные чемпионаты. Американские Dragrace — целое событие, собирающее многотысячную аудиторию фанатов. Со зрелищностью здесь все в порядке. Трибуны расположены на всем протяжении трассы. Самые дорогие места, как положено, в зонах старта и финиша. Пока в парках идут последние подготовительные работы с техникой, зрители, выпивая и закусывая, наслаждаются шоу, предваряющим соревновательную часть.
Перед заездами командам
дается время на прогрев резины. Это тоже часть «культурной программы» —
смотреть, как, разрывая воздух чудовищным ревом, машины полируют асфальт
огромными задними колесами. Грохот агрегатов, визг резины, огонь из
выхлопных труб, густой белый дым из-под колес — чем не
светопреставление! Часто результат заезда становится понятен уже на первых десятках метров, поскольку многое зависит от выигранного старта. Болельщики торжествуют и скандируют название команды и имя пилота. Так выглядит обычный этап соревнований по дрэгрейсингу, регулярно проводящихся в США и многих странах Европы. Россия. Поздний вечер или ночь. Площадь перед зданием МГУ или один из проспектов в новостройках Петербурга. Редкие машины и еще более редкие прохожие спешат к конечной точке своего маршрута. Вдруг откуда-то накатывает непонятный гул, и в одном месте моментально оказываются десятка полтора-два спортивных автомобилей всех мастей — тут и Porsche, и разудалая «восьмерка» с красными брызговиками, но больше всего спортивных купе и седанов. Судя по слаженным действиям, все знают, зачем собрались и что нужно делать. Через несколько секунд уже готова первая пара соперников. Невесть откуда взявшийся «стартер» (человек, служащий «светофором») что-то спрашивает у обоих гонщиков, занимает место между автомобилями, поднимает вверх руки и, резко опустив их, одновременно садится на корточки. Это сигнал к старту. Взревев моторами, машины несутся по улице. Случайный зритель может и не узнать, кто победил, — чаще всего к месту старта «дуэлянты» не возвращаются. Пять-шесть заездов — предел для подобных гонок: затем на сцене появляются власти в лице сотрудников ГИБДД и штрафуют всех, кто попался им в руки. У нас такие гонки стали именоваться Streetrace и довольно быстро превратились в повальное увлечение, охватившее крупные российские города (так же, как и в Америке). Тут же начались попытки это движение «обуздать, организовать и направить в нужное русло». На первых порах русло направили в сторону «бескрайних рекламных полей» и стали использовать Streetrace для раскрутки тех или иных объектов. Заезды проводились цивилизованно — под контролем ГАИ, на перекрытых участках городских улиц, с соблюдением мер безопасности и более или менее квалифицированным судейством. События, описанные выше, послужили толчком к созданию в 2002 году Российской федерации дрэгрейсинга (РФДР), объединившей организаторов и энтузиастов нового вида спорта из разных регионов страны и ближнего зарубежья. На нелегальных гонках это, впрочем, никак не отразилось. Причин несколько. Во-первых, всякое официальное соревнование подразумевает массу ограничений для участников. Во-вторых, чтобы мероприятие хоть как-то окупалось, организаторы помимо привлечения спонсоров вынуждены брать стартовые взносы, которые не всем по карману. Наконец, в нелегальных гонках многих привлекает как раз романтика противоборства с властями. Есть тут и доля снобизма: наклейка Streetrace — уже определенный стиль и заявка на причастность к модному течению. Для участия в соревнованиях по дрэгрейсингу нужно совсем немного — автомобиль и вменяемый водитель. Но если амбиции пилота не ограничиваются просто участием, потребуются время и деньги. Раз-другой прохватив в гонке, новичок приходит к пониманию: нужно что-то менять в машине и корректировать водительские навыки. Поскольку техника в этой потехе используется самая разная (для нашей страны характерно преобладание обычных серийных автомобилей), рецепты «повышения бодрости» различны. К сожалению, наши "гонки " и "соревнования" пока что мало похожи на известнейшее и популярнейшее на Западе суперавтомотошоу - дрэг рейсинг, уже в названии которого рокочут и грохочут сверхмощные моторы самых быстрых в мире машин и мотоциклов - дрэгстеров. У нас, как говорится, нет пока материально-технической базы, нет инфраструктуры, поэтому нет и самого шоу. Но главное есть - энтузиасты этого дела. Историческим фактом является то, что в России, как выяснилось, уже давно тоже есть свои дрэгстеры. Но про них просто все забыли. Один из них, трехлитровый дрэгстер "Ленинград" конструкции Александра Капустина, по некоторым сведениям, пылится где-то на складе в Питере. Другой, всемирно известный дрэгстер "Пионер" конструктора и легендарного гонщика Ильи Тихомирова тоже где-то валялся на складе в Москве, пока его не подарили латвийскому музею. Кстати, "Пионер" - первый отечественный газотурбинный автомобиль с приводом на колесах, поставивший национальный абсолютный рекорд скорости, несколько мировых рекордов в своем классе. Этот уникальный дрэгстер, которому до сих пор нет равных в мире, мог бы и сейчас ставить новые рекорды, если не стоял бы в музее под Ригой. В конце 19 века человечество изобрело автомобиль. Уже на самых первых этапах зарождения авто индустрии находились те, для кого новое изобретение было чем-то большим, чем просто удобное средство передвижения. Им хотелось испытать его не только на прочность, но и на скорость. Как знать, может быть, эти смельчаки и были двигателями прогресса, благодаря которому появлялись новые технологии и разработки появлялись. Скорость машин и требования автолюбителей росли в геометрической прогрессии. Чем мощнее становились двигатели, тем сильнее хотелось нажимать на педаль газа и мчать по шоссе. Года неслись так же стремительно, как и развитие автомобиля. Те, чья любовь к железным коням из хобби превращалась в цель жизни, становились профессиональными гонщиками-спортсменами. Для них строятся специальные трассы и крупнейшие автоконцерны создают единственные в своем роде автомобили. Но, к сожалению, лишь избранным счастливчикам уготована слава с мировым именем. А что же осталось остальным любителям быстрой езды? Неужели они довольствуются только показом больших гонок и занимают места болельщиков? Отнюдь нет, и они нашли свою нишу в пучине гоночного мира. А если еще точнее, любители посоревноваться открыли для себя Drag Racing - гонки без правил подальше от посторонних глаз. Из США до наших широт Drag Racing докатился еще в 70-х годах. В этих гонках нет ничего сложного Есть только прямая трасса длиною в 402 метров и два участника на старте. Единственное условие в одной паре за первенство могут бороться только автомобили одинаковой комплектации. Кто первым доезжает до финиша, тот и победитель. источник - www.mitinoracing.ru |